Жители села Шёлтозеро в Карелии сумели отстоять свой лес на берегу Онежского озера, предотвратив строительство турбазы на любимом месте отдыха. Рассказываем, как жители объединились и смогли защитить природу и традиционный уклад жизни.
На границе старинного вепсского села Шёлтозеро хотели построить базу отдыха. Под неё было выделено чуть больше шести гектаров — небольшой участок для региона, где много лесов. Но проблема в том, что эти гектары приходятся на любимое жителями место и на удобный подход к берегу Онежского озера. Любимое место отдыха и проведения праздников, сосновый бор в Шелтозеро ценен для местных жителей не только как источник ягод и грибов: лес на протяжении веков защищал поселения людей от холодных ветров Онежского озера. Многие местные жители всю жизнь провели рядом с бором.
Начало конфликта
Всё началось с того, что участок леса на границе старинного вепсского села Шёлтозеро был продан частному лицу 12 лет назад. В июле 2023 года появилась информация о планах строительства на этом месте турбазы.
Реакция жителей
Вепсы — малочисленный народ. Большинство из них живет в Карелии. Традиционно вепсы селились вдоль озер, где ловили рыбу. В лесу охотились и занимались собирательством. Лес и озеро — две центральные темы вепсской мифологии. «Лес — это вепсы, а вепсы — это лес», — говорят местные.
Когда жители узнали о планах уничтожения бора, они выступили против. В числе активных защитников леса была многодетная мать Екатерина Раевская, которая стала лицом борьбы. Бизнесмен Владимир Горбачёв, занимавшийся реализацией проекта, пообещал новые рабочие места и улучшение экономической ситуации в селе, но это не убедило местных жителей. Они понимали, что потеря леса будет невосполнима.
Законодательные споры
Конфликт перешёл в правовое поле. С одной стороны, Лесной кодекс РФ запрещает капитальное строительство в лесах, расположенных на землях населённых пунктов, включая сельские поселения. С другой стороны, пункт 124 Лесоустроительной инструкции позволяет органам местного самоуправления решать, относятся ли такие леса к городским и, следовательно, попадают ли под защиту. Местные власти Шёлтозера не приняли соответствующего решения, что дало бизнесмену основание полагать, что строительство законно.
Что по поводу этой ситуации говорит законодательство?
С одной стороны, Лесной кодекс РФ говорит, что леса, расположенные на землях населённых пунктов, относятся к городским лесам. Обсуждаемый земельный участок относится к территории сельского поселения, и хотя Шёлтозеро — не город, кодекс в этом отношении не делает никаких различий. Название для всех лесов, расположенных на землях населённых пунктов, одно: городские леса. В этой же статье кодекса говорится, что в городских лесах запрещено капитальное строительство (за некоторыми исключениями, но база отдыха в эти исключения не входит), и не допускается сокращение их площади.
С другой стороны, пункт 124 Лесоустроительной инструкции говорит, что леса на землях населённых пунктов относят к городским лесам по решению уполномоченного органа. Согласно Лесному кодексу, таким уполномоченным органом является орган местного самоуправления. То есть если орган местного самоуправления не принял соответствующее решение, то и городских лесов на территории поселения нет, и защищающая их норма Лесного кодекса не работает.
Получается, если исходить из Лесного кодекса, Шёлтозерский бор нельзя застраивать и необходимо, чтобы его площадь не сокращалась. А если исходить из Лесоустроительной инструкции, пока нет решения муниципальных властей, застраивать его можно.
Согласно Генеральному плану Шёлтозерского вепсского сельского поселения, рассматриваемый участок относится к территории традиционного природопользования. Традиционное природопользование — это как раз то, чего хотят жители: чтобы в этом лесу можно было отдыхать, собирать грибы и ягоды, свободно проходить через него к озеру. Никакой базы отдыха в этом лесу не было, и её появление — это отнюдь не традиционное природопользование.
Но вдруг, несмотря на существующий генплан, на публичной кадастровой карте появляется участок «для строительства и эксплуатации базы отдыха».
Граждане считают, если кодекс говорит, что такой лес надо беречь и застраивать нельзя, то так и должно быть. Владелец же участка полагал, что если решение не принято, то строить можно, тем более, что на публичной кадастровой карте вид разрешённого использования этого участка так и обозначен: «для строительства и эксплуатации базы отдыха».
Скриншот с кадастровой карты
Объединение и протесты
Жители объединились, собрали подписи и направили коллективные обращения в прокуратуру и другие органы власти, привлекли депутатов. Масштаб конфликта вышел за пределы села, о нём писали федеральные СМИ. Противники строительства подчёркивали, что 70% участка находятся в водоохранной зоне, а рядом с участком текут ручьи — нерестовые зоны для красной рыбы, где по закону строить нельзя.
Были направлены запросы в Управление по охране памятников по Карелии, губернатору региона Артуру Парфенчикову, а также в Министерство культуры Республики Карелии. Жители также написали обращение в администрацию президента с просьбой защитить их берег.
Победа в судебной борьбе
После многочисленных обращений, Карельская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку и выяснила, что более 90% спорного участка занимают земли лесного фонда, которые могут находиться только в федеральной собственности. Прокурор подал в суд иск о признании всех сделок с этими землями недействительными и запрете на любые строительные работы.
Заключение и рекомендации:
История жителей Шёлтозера — это пример того, как настойчивость и знание своих прав могут помочь защитить природу и традиционный уклад жизни. Вот несколько шагов, которые помогли добиться успеха:
-
Объединение усилий: Местные жители объединились, чтобы выразить своё несогласие и собрать подписи под коллективным обращением.
-
Активная позиция: Местные активисты выступали в роли лидеров и активно привлекали внимание к проблеме.
-
Привлечение СМИ и блогеров: Привлечение внимания СМИ и дружественных блогеров помогло придать огласку проблеме.
-
Юридические аргументы: Жители использовали положения Лесного кодекса и лесоустроительной инструкции, чтобы аргументировать свою позицию.
-
Обращения в государственные органы: многочисленные обращения в прокуратуру и другие ведомства сыграли ключевую роль в защите леса.
-
Обращение к депутатам: депутатские запросы в ведомства сыграли существенную роль в привлечении внимания госорганов к проблеме.
-
Обращение в дружественные экологические общественные организации: внимание НКО привело к появлению статей в соцсетях и привлекло внимание СМИ.
Автор текста - Оганес Таргулян
Фото: Шёлтозерский бор, © Игорь Подгорный
Наш проект существует благодаря вашей помощи! Если вы нашли материал полезным, вы можете оставить комфортное для вас вознаграждение.