Зачем сокращать углеродный след страны
Глобальная сеть экологического следа объявила Днем глобального экологического долга в 2021 году 29 июля. В этот день количество использованных человеком в течение года возобновляемых ресурсов превысит объем, который Земля способна воспроизвести. В прошлом году День экодолга наступил 22 августа. Столь стремительное сокращение этого периода напоминает о важности заботы об экологии. Вопрос негативного влияния и опасности парниковых газов публично стали обсуждать в 1980-х годах, а на уровне ООН – в 1992 году на саммите в Рио-де-Жанейро, где была принята рамочная конвенция об изменении климата. Пятью годами позже, в 1997 году, в Киото в дополнении к конвенции страны-участницы подписали протокол, обязывающий сократить или стабилизировать парниковые выбросы. За базовый год страны приняли 1990-ый, а первые результаты нужно было показать с 2008 по 2012 годы. Политика борьбы с парниковыми газами возобновилась в 2015 году, когда в Париже страны подписали соглашение, предписывающее к 2050 году снизить или компенсировать выбросы до нуля. В рамках соглашения Владимир Путин подписал указ о сокращении выбросов парниковых газов РФ к 2030 году до 70% от уровня 1990 года. «Почти все ведущие страны заявили о стремлении достичь углеродной нейтральности в 50-60 годы XXI века. Для России принципиально важно поставить перед собой такую же задачу. Нужно пересмотреть цель по выбросам парниковых газов на 2030 год, так как сейчас в нее заложен нереальный рост выбросов на 4% в год в течение 10 лет. Цель должна быть пересмотрена в соответствии с долгосрочной задачей выхода на углеродную нейтральность», – комментирует Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика». Реализуя Парижское соглашение, с 2023 года Европейский союз вводит углеродный налог на ввозимую продукцию с высоким углеродным следом – нефть, газ, удобрения. Если продукция будет превышать установленный лимит по парниковым выбросам, импортеру придется оплачивать пошлину. Налог может коснуться до 40% экспорта из России, что станет серьезной угрозой бизнесу и экономике страны.«Нужны технологии на низкоуглеродной основе»
Углеродная нейтральность уже не эфемерная задача, поставленная ООН, а конкретная политика государств и конкурентное преимущество для бизнеса. Политика введения пошлин ЕС – важный шаг по достижению углеродного нейтралитета, которого можно достичь только лесовозобновлением или модернизацией производства. Оба способа требуют больших усилий и вложений как от государства, так и от бизнеса. Чтобы поддержать производителей, на российских предприятиях с 2019 года внедряют Наилучшие доступные технологии (НДТ). До 2024 года на НДТ потратят 2,4 трлн руб. ассигнований – работа идет в рамках нацпроекта «Экология». «Нужно переходить к внедрению новых технологий и развитию новых секторов на низкоуглеродной основе с целью создания технологических основ для роста производства. Это требует пересмотра экономической стратегии, приоритетов развития отраслей, науки и образования, создания стимулов и механизмов поддержки для развития инновационных отраслей, механизмов регулирования выбросов парниковых газов, что обеспечивает ускоренный переток капитала и ресурсов из традиционных отраслей в новые, низкоуглеродные», – считает Михаил Юлкин, руководитель Центра экологических инвестиций. Необходимость снижать углеродный след отмечена в Указе Президента России от 4 ноября 2020 года № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». В Указе Президент отмечает важность углеродных сборов. Итоговая цель – сократить выбросы парниковых газов до 70% от уровня 1990 года к 2030 году. В 2021 году в Государственную думу был внесен соответствующий законопроект. Новый документ, принятый в первом чтении 20 апреля, устанавливает правовые основы для отчетности компаний и прописывает механизмы снижения парниковых выбросов при производстве продукции.На этом можно заработать
Сокращение выбросов это не только нагрузка, но и возможность заработать. В развитых странах появились «зеленые облигации»: компании, начавшие политику по снижению выбросов во время производства, могут «продавать» положительные изменения в качестве облигаций. Такие «зеленые» активы проходят обязательную проверку и аудит и в случае подтверждения правильности попадают на биржу. На бирже «зеленые облигации» можно купить с важным условием: вырученные компанией деньги пойдут на поддержку существующих или запуск новых экологических программ. Инвесторы готовы вкладывать средства, об этом уже заявляли в Сбербанке и Внешэкономбанке. «Зеленые облигации» способны привлечь на российский рынок 300-350 млрд руб. инвестиций.Движении ЭКА помогает компенсировать углеродный след
Компаниям уже сейчас нужно готовиться к новым правилам торговли – выстраивать стратегию и делать первые шаги по ее внедрению, измерять углеродный след, отслеживать стоимость выбросов. Для проверки компаний на углеродную нейтральность разработан стандарт PAS 2060. Чем раньше бизнес начнет работу в этом направлении, тем быстрее получит преимущество при торговле с Европой и обойдет конкурентов, не подготовленных к изменениям. Специалисты Движения ЭКА помогают бизнесу оценивать выбросы парниковых газов, разрабатывают стратегии их снижения и компенсации избыточных выбросов.- В проекте Kapoosta.ru – единой интерактивной карте российских «зеленых» объектов, услуг и мероприятий – можно бесплатно рассчитать углеродный след, а специалисты помогут в интерпретации результата и дадут советы по его снижению. Для предприятий общественного питания и офисов есть услуга аудита, разработки и внедрения стратегий экологической ответственности бизнеса. Также специалисты проекта Kapoosta разрабатывают и проводят экологические офлайн- и онлайн-мероприятия.
- Сервис «Посади лес» уже 5 лет восстанавливает леса, пострадавшие от пожаров, засухи, незаконных вырубок и насекомых-вредителей. Проект помогает компаниям рассчитать, а затем компенсировать углеродный след посадкой деревьев и получить сертификат СО2-нейтральности.
Степан Давиденко
Картинки: UnPlash.com
Наш проект существует благодаря вашей помощи! Если вы нашли материал полезным, вы можете оставить комфортное для вас вознаграждение.