Возможно, вы видели на улицах своего города или в соцсетях людей с плакатами: «Мы за климат», «Спасай климат сегодня, чтобы жить завтра!», «У нас нет запасной планеты» и т.п. Это участники Fridays For Future (FFF, «Пятницы ради будущего») – международного движения, которое призывает политиков и общественность перестать игнорировать климатический кризис и перейти к решительным действиям.
Почему их волнует изменение климата? Как они пришли в движение Fridays For Future? И что они делают, чтобы уменьшить свой личный экослед? Об этом – из первых уст.
Аршак Макичян, 26 лет, координатор движения Fridays For Future в России, г. Москва
Я узнал про движение Fridays For Future в 2018-м из Twitter’а. Прочитал про забастовку Греты и заинтересовался темой климата. Изучал ее около полугода и в январе начал думать, что можно сделать по этой теме в России. Читал законодательство по одиночным пикетам, потому что это единственная форма протеста, которая не требует согласования. Случайно узнал о том, что 15 марта в Москве будет акция в рамках первой «глобальной забастовки». Акция была в гайд-парке «Сокольники», ее согласовал один из студенческих профсоюзов. Я туда сходил, там было около 50 человек. Но было странно протестовать в лесу. И после этого я каждую неделю стал выходить на одиночный пикет на Пушкинскую площадь, где можно привлечь внимание людей.Само движение Fridays For Future в России мы с другими активистами начали организовывать летом 2019. Перевели международный манифест, создали чаты, странички в соцсетях. Тема экологии меня волновала давно. Когда я узнал про климатический кризис и понял, насколько это серьезно, меня удивило, что в России про это никто не говорит. До того как я стал климатическим активистом, я был вегетарианцем. Потом я стал веганом (веганы не употребляют никакие продукты животного происхождения ― прим. ред.).
Я стараюсь поддерживать образ жизни Zero Waste («ноль отходов»). И я перестал летать на самолетах, но это, скорее, чтобы обратить внимание на эту проблему. Стараюсь не покупать лишние вещи. Но, учитывая масштабность климатического кризиса, только перемен на личном уровне недостаточно. Поэтому нужны протесты, просвещение и перемены на государственном уровне. Например, на возобновляемые источники энергии на личном уровне сложно перейти. И есть много таких вещей. Понятно, что мы пока не поменяли климатическую политику России, но за год с небольшим мы добились многого. Например, на 25-й Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата в Мадриде встречались с советником президента РФ по вопросам климата, позже в Москве мы передали ему наши требования. Благодаря нашему движению у прессы есть повод писать об этой проблеме. Но чтобы реально изменить ситуацию, нужно сделать еще много.
Дарья Ануфриева, 22 года, HR-специалист, г. Иркутск
Мое знакомство с Fridays For Future состоялось в сентябре 2018 года, когда Грета Тунберг только появилась в информационном поле. Я услышала про нее в СМИ, нашла ее блог, некоторое время следила за ней. Грета выкладывала фотографии с климатических страйков (забастовок ― прим. ред.) из разных стран, куда выходили тысячи людей, а в России выходил только один парень – Аршак Макичян. Он в течение нескольких недель выходил один. И меня это так обижало и злило! Даже в Африке, где, казалось бы, и других проблем насущных хватает, выходили десятки людей. А из России был один Аршак. И я подумала: почему бы не присоединиться? Я ведь могу это сделать! Я нашла группу активистов Fridays For Future ВКонтакте, связалась с ними, и в день второй «глобальной забастовки за климат», 24 мая 2019 года, я организовала массовый пикет, первый в Иркутске. Пришло 12 человек. Когда я организовывала пикет в сентябре, нас было уже около 30.Я живу в Иркутске, и еще до FFF я помогала в организации митингов в защиту Байкала от незаконной постройки китайского завода по розливу байкальской воды, разрешение на строительство которого было выдано незаконно. Несколько лет подряд ездила на акцию «360» (это уборка Байкала). По сути, я пришла к глобальной проблеме от проблем своего региона – это загрязнение Байкала и лесные пожары. Я занимаюсь раздельным сбором отходов и привила культуру раздельного сбора своим близким, друзьям и родителям. Стараюсь меньше летать на самолете. Думаю, что скоро приду к вегетарианству, активно изучаю, где можно добывать растительные продукты в Иркутске ?. Еще я стараюсь не покупать лишнее, а старую одежду отдаю в местный магазин вторичной одежды «Вторник». И езжу на велосипеде.
Анастасия Глазкова, 19 лет, абитуриентка, г. Сочи
О Fridays For Future я узнала прошлой осенью, когда проходила неделя Global Strike. Я случайно увидела пост ВКонтакте о том, что «глобальная забастовка» прошла вчера. Я очень расстроилась, что пропустила ее. Написала в группу Fridays For Future и через неделю вышла на пикет. И с первого пикета я знала, что останусь в движении надолго. Мне кажется, климат – это очень глобальная тема, которая связана со многими другими. Если ты занимаешься климатическими изменениями, ты одновременно выступаешь против пластикового загрязнения, против пожаров, ты за веганство…С тех пор как я вступила в активизм, я максимально экологизировала свою жизнь. В тот же день, когда я вышла на пикет, я стала веганкой. Я уже была вегетарианкой, для меня это не было чем-то сложным. Я в тот же день начала сортировать вторсырье, причем не что-то одно, как все советуют, а все сразу. Стала волонтером на акциях движения «Раздельный сбор». У меня нашиты экомешочки (многоразовые тканевые мешочки, замена фасовочным пакетам – прим. ред.), я пользуюсь экологичными вещами, такими как зубной порошок (так как зубная паста обычно продается в неперерабатываемых тюбиках). Я не покупаю никакую новую одежду: мне отдают свою родственники и друзья. В общем, я стараюсь приближаться к Zero Waste. Хотя это бывает сложно, учитывая то, что мои близкие не отказываются от упаковки, – иногда я сортирую и сдаю в переработку их пакетики.
Елизавета Громыко, 19 лет, студентка Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток
В мае 2019 года, когда планировалась вторая «глобальная климатическая забастовка», я стала искать активистов движения Fridays For Future у себя в городе. Были группы в Москве, Санкт-Петербурге, но во Владивостоке ничего такого не было. И хотя я никогда в жизни не участвовала ни в каких пикетах или акциях, я набралась смелости и вышла на «глобальную забастовку». Конечно, страшно было достать плакат, но все прошло замечательно: ко мне подходили люди, интересовались, фотографировались. Главные общественные организации России разместил мое фото у себя, и я поняла, что я, одна во Владивостоке, – часть этой «глобальной забастовки». После этого мной сразу заинтересовались СМИ. Я подумала, что пора организовывать сообщество Fridays For Future во Владивостоке, и создала группу ВКонтакте. И уже в сентябре, когда была следующая «глобальная забастовка», мы согласовали первый массовый пикет.Никогда не нужно бояться, что ты будешь первым. Я была действительно первая в городе, даже в крае, кто стал выходить на пикеты. Это страшно. Страшно, что ты столкнешься с непониманием, что тебя арестуют и посадят. Но то, чем мы занимаемся, настолько важно, причем сейчас, что никакие отговорки и никакой страх здесь не играют роли. Чем быстрее ты перестанешь бояться и возьмешь дело в свои руки, тем быстрее мы сможем предотвратить страшные последствия изменения климата.
Алексей Сергиенко, 21 год, студент Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Меня интересуют проблемы общества, политики, их взаимосвязи. Я вижу, что повестка климатического кризиса распространяется во всем мире. И меня заинтересовало, как это влияет на женское движение, как это связано с социальной справедливостью. И сейчас моя принципиальная позиция такова, что борьба за климатическую справедливость способна возродить социальную справедливость в целом. Я считаю, что любая форма протеста, любая форма общественного высказывания имеет смысл, поскольку она привлекает внимание и изменяет атомизацию общества, которая существует в России: «Моя хата с краю» и «После нас хоть потоп». Я рад, что это меняется, и люди понимают, какую они играют роль в масштабном планетарном процессе.Когда мы организуем все эти легальные забастовки, мы взаимодействуем с огромным количеством СМИ, мы проводим кампании в своих и дружественных группах в соцсетях. И мы видим, что за год к нам присоединилось много людей. Мы привлекаем других экологических активистов и активисток – тех, кто занимается парками, раздельным сбором отходов и так далее. 15 марта мы вместе организовывали Всероссийский экологический протест. Я стремлюсь к нулевому потреблению. Покупаю все на развес, без пластиковой упаковки. Всегда ношу с собой ложку, кружку, иногда даже тарелку, чтобы, если я буду есть, мне не пришлось разбираться с пластиком. Также я придерживаюсь веганства – по этическим соображениям, но это влияет на климат: как мы знаем, от 18 до 20% выбросов парниковых газов приходится на животноводство. Не летаю на самолетах и стараюсь ездить на общественном транспорте.
Светлана Самылова, 50 лет, администратор, г. Санкт-Петербург
В марте 2019 года моя дочь рассказала мне о Грете Тунберг, о пикетах, которые проводит эта девочка, о разрешенном митинге в Москве. Я заинтересовалась, стала искать информацию и поняла, что не могу быть равнодушна к проблеме изменения климата, потому что я чувствую ответственность за будущее своих детей. Теперь я в этом движении, была одним из организаторов митингов в Санкт-Петербурге в сентябре и декабре 2019 года. Я веганка уже несколько лет. Не многие знают, что сельское хозяйство – одна из причин изменения климата. Мы всей семьей уже достаточно давно разделяем отходы. Я перешла на экомешочки и стараюсь как можно реже брать товары в пластике.Пытаюсь разговаривать об изменении климата с людьми, но люди не верят, что это действительно проблема. По телевизору этой информации нет, а в Интернете ее нужно искать. Насколько я знаю, по прогнозам ученых, у нас есть всего десять лет (до 2030 года), чтобы изменения климата не стали необратимыми. На одиночном пикете я стояла с лозунгом: «Мы не унаследовали Землю от наших предков, мы берем ее взаймы у наших потомков». Это так и есть. Мы, взрослые, ответственны за то, что происходит сейчас и будет происходить в будущем.
Артем Гитал, 16 лет, школьник, Омская область
Я попал в движение Fridays For Future в сентябре 2019 года, когда находился в образовательном центре «Сириус». Одна из московских активисток решила провести там небольшую климатическую встречу. От нее я подробнее узнал о движении, заинтересовался и стал активистом. 97% климатологов согласны с тем, что изменение климата существует, и оно вызвано деятельностью человека. Для меня это одна из самых острых проблем, потому что она оказывает и будет еще больше оказывать негативное воздействие на экономику, на биологическое разнообразие, неравенство между людьми.Я интересуюсь экологией уже треть своей жизни, около пяти лет, и за это время привнес в свою жизнь много экопривычек, начиная от самых банальных – выключать свет, экономить воду – и заканчивая климатическим активизмом и экопросвещением. Я разделяю отходы и не использую одноразовый пластик. У меня на участке есть небольшой лесной питомник, где я из семян выращиваю дубы, сосны, ели, яблони и потом либо раздаю саженцы своим знакомым и родственникам, чтобы они сажали возле своих домов, либо высаживаю сам. «Делай, что должно, и будь что будет». То, что мы делаем каждый день и каждую неделю, в долгосрочной перспективе принесет пользу. И никогда не нужно опускать руки. Я верю, что человечество в будущем сможет справиться со всеми проблемами.
Беседовала Наталья Захарова
Фото предоставлены активистами движения Fridays For Future в России Аршаком Макичаном, Дарьей Ануфриевой, Анастасией Глазковой, Елизаветой Громыко, Алексеем Сергиенко, Светланой Самыловой
Наш проект существует благодаря вашей помощи! Если вы нашли материал полезным, вы можете оставить комфортное для вас вознаграждение.