Лосось – основа жизни на Дальнем Востоке

20.04.2022
Просмотров: 3808
В северной части Тихого океана, на Дальнем Востоке, обитает удивительная группа рыб – тихоокеанские, или дальневосточные, лососи. К ней относится шесть видов: чавы̀ча, нѐрка, кета̀, кѝжуч, горбу̀ша и сима̀.

Нерка на нересте. Курильское озеро, Южно-Камчатский заказник. Фото Михаила Коростелёва

Тихоокеанские лососи являются основой жизни всех природных экосистем и экономики на Дальнем Востоке.

Дальневосточные лососи известны своим необычным жизненным циклом. Рождаются в реках и ручьях, несколько лет живут в морях и океанах, чтобы затем вернуться в места своего рождения на нерест. Врожденные инстинкты заставляют рыбу преодолеть тысячи километров и вернуться именно в ту реку или тот ручей, где она сама родилась, чтобы дать жизнь следующему поколению. Попасть из соленой воды в пресную для рыб – все равно что попасть на другую планету. В теле лососей происходят удивительные изменения: окрас становится ярче, на спине вырастает горб, челюсть искривляется и становится похожа на клюв. Это бывает только раз в жизни – когда рыба попадает в реку, и обратного пути у нее нет. Многие лососи погибают на пути к нерестилищам, остальные откладывают икру и погибают после этого. Такой круговорот лежит в основе жизни на Дальнем Востоке. Лососи служат пищей для более чем 130 видов животных: бурых медведей, тюленей, косаток, лисиц, выдр, белоплечих орланов и других птиц, крошечных беспозвоночных и множества других обитателей.

Медвежонок с пойманной матерью неркой. Курильское озеро. Фото Сергея Колчина

Из открытой части Тихого океана в прибрежную лососи приносят в своих телах углерод, азот и фосфор. Эти элементы служат бесценными удобрениями и поддерживают высокую численность планктона – микроскопических водорослей и ракообразных, которые станут пищей для молоди лососей. Вещества из тел погибших лососей распределяются на несколько километров от нерестовых рек, питают прибрежные почву и растения. Благодаря лососям замыкается круговорот веществ в природе: энергия из открытой части Тихого океана попадают в пресные водоемы, наземные и прибрежные морские экосистемы.

Без лососей не было бы Дальнего Востока, каким мы его знаем.

Лосось – «красное золото» России Тихоокеанские лососи имеют огромное значение и для человека. Рыболовство издавна было традиционной деятельностью коренных народов, а сейчас является основой экономики Камчатки, Сахалина и Хабаровского края (в районе реки Амур). В ней занято 150 тысяч человек, не считая рыболовов-любителей. Лосось в опасности! В последние годы ученые и экологи бьют тревогу: лосося становится все меньше, когда-то богатые рыбой нерестилища пустуют, при этом Россия ставит рекорды по промышленному вылову рыбы. Через несколько лет мы рискуем остаться без дальневосточного лосося и животных, зависящих от него. Далее разберемся, что происходит в каждом регионе и как это можно исправить.

Сахалин

На Сахалине основная промысловая рыба – горбуша. Бо̀льшую ее часть добывают в восточной части острова. Ловят в морском прибрежье с помощью ставных неводов – крупных сетей длиной до трех километров. Когда горбуши много, такой способ позволяет и вылавливать ее в достаточном количестве, и пропускать на нерест. Но при сокращении рыбных стад эта система истощает их еще больше. За экологической ситуацией на острове более 25 лет следит общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»*. С 1990-х годов обстановка на нерестилищах достаточно комфортная. Закрыты многие заводы и шахты, сливавшие в реки отходы, вырубается и горит меньше леса, сточные воды из населенных пунктов проходят очистку. Казалось бы, нерест должен происходить активнее, а численность горбуши – расти.

Медведи на рыбалке. Восточный Сахалин. Фото Ильи Шарикова

Но это не так. В последние годы рыбаки вылавливают рекордно низкое количество горбуши, хотя интенсивность промысла увеличивается. По данным «Эковахты Сахалина»*, в 2001-2015 годах на Сахалине в среднем добывали 40% общероссийского улова горбуши, в 2016-2020 годах - 6% улова, в 2021 году - только 3%.

Вылов горбуши на Сахалине в 2000-2021 годах (в тысячах тонн). У горбуши двухлетний жизненный цикл, принято отдельно считать поколения, размножающиеся в четные и нечетные годы. Данные «Эковахты Сахалина»*.

Почему лосось в опасности? Ученые и экологи связывают это с промышленным перевыловом горбуши, из-за которого пустуют нерестилища. Интенсивность промысла постоянно растет: ставных неводов стало больше, их максимальная разрешенная длина увеличилась до трех километров. В 2009 году начали массово применять рыбоучетные заграждения, которые перегораживают нерестовые реки, не дают лососям двигаться выше по течению и облегчают их вылов. Ситуацию усугубляет массовое бесконтрольное браконьерство: ту рыбу, которая проходит через неводы и заграждения, отлавливают браконьеры. На Сахалине нет эффективной системы борьбы с ними. Инспекторов рыбоохраны мало, им не хватает оружия и средств связи, низкие зарплаты не привлекают новых специалистов. Как сохранить сахалинского лосося? В начале 2021 года «Эковахта Сахалина»* выступила с предложением запретить промышленный лов горбуши на несколько лет, а также установить показатели оптимального заполнения нерестилищ, которые должны будут достигать органы управления лососевым хозяйством. Но маловероятно, что власти поддержат это. Более реалистичный вариант – уменьшить длину неводов до полутора километров. Это позволит поддерживать стабильную численность горбуши на Сахалине.

Камчатка

Камчатка – единственное место в Азии, где нерестятся все шесть азиатских видов тихоокеанских лососей, и самое большое нерестилище в мире. Основу промысла на Камчатке составляют горбуша, кета и нерка. В 2021 году здесь выловили рекордное количество рыбы, в основном горбуши, – 440 тысяч тонн. Это почти 90% общероссийского улова. Самого известного камчатского лосося, нерки, наоборот, становится все меньше. В 2021 году улов составил 13 тысяч тонн, что считается низким показателем. Лососи и медведи Курильского озера Нерка нерестится в Курильском озере, на территории Южно-Камчатского заказника, куда попадает по реке Озерной. Курильское озеро – ее крупнейшее в Азии нерестилище. Каждое лето и осень здесь собирается более 350 бурых медведей, чтобы поохотиться на нее. Это самое большое в мире скопление этих животных, которое ежегодно привлекает сотни туристов и ученых.

Пауза во время рыбалки. Курильское озеро. Фото Сергея Колчина

Количество нерки в озере регулирует человек. На входе в водоем расположено рыбоучетное заграждение КамчатНИРО, с помощью которого можно запустить рыбу на нерест. Для нормального воспроизводства нужно запустить в озеро 1,5 миллиона рыб. Но важно еще и то, как это количество распределится по нерестилищам. Медведи и другие животные «рыбачат» в основном в реках и ручьях, а не в озере. Иногда люди полностью вылавливают речные популяции нерки, и медведи остаются без пропитания. Дефицит лосося на Курильском озере наблюдался в 2018-2020 годах. В 2019 году из-за голода медведей и небезопасной обстановки часть маршрутов закрыли, десятки медведей были застрелены. Численность медведей регулирует природный механизм – каннибализм, когда взрослые самцы поедают медвежат. Это суровый закон природы. В 2020 году из-за недостатка нерки уровень каннибализма был самым высоким за 5 лет наблюдений: взрослые медведи съели почти все выводки медвежат. Это показательный пример того, как избыточный промысел лосося меняет природные экосистемы.

Хабаровский край, река Амур

Из Охотского моря рыба, в основном кета, заходит на нерест в реку Амур. Это главная промысловая рыба Хабаровского края. Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края с 2018 года сообщают о пустых нерестилищах кеты. Коренное население и рыболовы-любители остаются без привычной пищи, животные голодают, однако промышленное рыболовство не прекращается. Ситуацию усугубляет изменение климата: в 2021 году наблюдалась повышенная температура воды в Амуре, из-за чего холодолюбивые лососи ушли в более северные воды Тихого океана.

Эколого-просветительская акция “Свободу лососю”, 2019 год

Свободу лососю! В конце декабря 2021 года Амурский филиал потребовал закрыть промышленный лов кеты в бассейне Амура минимум на четыре года для естественного восстановления численности рыбы. Важно пересмотреть приоритеты при распределении квот на добычу лосося: пропускать достаточно рыбы на нерест, обеспечивать нужды традиционного и любительского рыболовства, и только после этого открывать промышленный лов.

Спасем дальневосточных лососей вместе!

Ситуация с лососем на Дальнем Востоке неутешительная. Ученые, экологические и общественные организации, активисты и простые жители дальневосточных регионов вовлечены в его спасение. Вы можете прямо сейчас внести свой вклад в решение хотя бы одной проблемы – на Сахалине. Подпишите обращение с просьбой рассмотреть предложение по сокращению длины неводов до полутора километров. Это позволит поддерживать стабильную численность горбуши на Сахалине и обеспечить людей и животных достаточным количеством пищи.

Подписать обращение

Анна Горшкова, биолог, внештатный журналист и методист Движения ЭКА

Автор фото обложки - Сергей Колчин

*внесен(-а) Минюстом в реестр иностранных агентов

Наш проект существует благодаря вашей помощи! Если вы нашли материал полезным, вы можете оставить комфортное для вас вознаграждение.