Александра Бурцева – зооволотер, занимается развитием направлений «Помощь диким животным» и «Помощь куньим» в Центре реабилитации диких животных «Сердце Леса». Она успела спасти уже 150 диких зверей и птиц, в том числе внесенных в Красную книгу. В 2022 году Александра стала лауреатом премии «Экопозитив» в номинации «Эколидеры года». Она рассказала о том, почему решила спасать животных и какие трудности подстерегают зооволонтеров.
Александра, как вы начали путь зооволонтера?
– Все свое детство я в прямом смысле провела в лесу, на территории заказника. Лес для меня – это дом, храм, живое существо, могучее и прекрасное. Поэтому тема экологии, природы, помощи животным – это не что-то новое, это часть меня. Работая педагогом в вузе, я вместе с коллегой создала центр добровольчества «Млечный путь» на базе медицинского университета, и именно в нем на протяжении 18 лет мы развивали волонтерскую деятельность. Три года назад я увидела группу «Сердце леса» в соцсети ВКонтакте и стала следить за их постами. Они были посвящены помощи диким животным. Ребятам в очередной раз потребовался волонтер, и я откликнулась. Познакомилась с уникальными людьми: руководителем Центра помощи диким животным «Сердце леса» Анитой Придоткайте и одним из кураторов всероссийской группы «Помощь куньим» Мариной Адоньевой. Эти девушки не просто восхищают самоотверженным волонтерским трудом по спасению диких животных, они вдохновляют!
Как вы узнаете, что животному нужна помощь?
– Постоянно поступают звонки от жителей города, из соседних регионов о том, что какое-то животное попало в беду. Мы выезжаем на помощь. Если нет такой возможности, просим привезти птицу или зверя нам.
Насколько опасна работа зооволонтера, ведь вам приходится иметь дело с дикими животными?
– Помощь диким животным – мое любимое направление в сфере экологического добровольчества. Сразу хочу отметить, что это не яркие красочные фото с птицами и зверями, почесушки и кормление с рук. Это осознанный, порой опасный труд, ведь все дикие звери кусаются и царапаются, а главное – могут быть носителями различных заболеваний.
У вас нормированный график или приходится работать круглосуточно?
– Бывают и бессонные ночи. Но это не самое страшное. Мы работаем с дикими животными, а значит, должны обеспечить их полноценным кормлением. Иногда это нелицеприятное зрелище, скажу я вам. Мы не только лечим и кормим зверей и птиц, мы также убираем за ними, проводим дезинфекцию. Но это нормальный быт зооволонтера. Это бесконечная череда работы – с запахами, грязью, шерстью и недосыпами (человеческими, конечно). Но все это делается ради спасения чьей-то маленькой жизни.
Много ли в стране зооволонтеров, которые работают именно с дикими животными?
– На всю России не так уж и много, может быть, порядка 200 человек. Это люди, наделенные не только отзывчивостью, но и нужными навыками и знаниями. Большинство таких зооволонтеров в регионах – это люди-одиночки или небольшие группы друзей. У всех нас одна миссия – помочь как можно большему числу диких животных и птиц вернуться обратно в дикую природу, восстановить и сохранить биоразнообразие.
Увеличивается ли число ваших подопечных с каждым годом?
– Чем стремительнее развиваются города, тем меньше остается территорий для обитания диких животных. С каждым годом число особей с различными травмами растет. И наша задача – не просто помогать им, а информировать население о том, как правильно поступать при контакте с диким животным, кого и куда можно направить, а кого лучше не трогать и обойти стороной. Особенно это касается птенцов-слетков, которые только учатся летать. Фронт работы велик, а рук и поддержки всегда не хватает. А еще любое дикое животное является собственностью государства, человек не имеет права изымать птиц или зверей из их среды обитания. Но при этом государственных центров по реабилитации диких животных не существует. И если такое существо попадает в беду или травмируется, то именно волонтеры делают все необходимое, чтобы помочь – на свои средства или на донаты таких же неравнодушных.
Расскажите самую запоминающуюся историю уходящего года.
– Много историй ярких и радостных, много и печальных и грустных – ведь не всех удается спасти, к сожалению. Только за лето на моем балконе побывали три лисы и два аиста. Истощенный и обезвоженный кроха-лис вышел на обочину дороги в моем родном лесу. Ему повезло, неравнодушные ребята его заметили, подобрали и передали нам. Капельницы, масса препаратов – и это чудо начало проявлять чудеса прыгучести и фырчания. Лисенка назвали Сиренькой и отправили в центр «Сирин», откуда выпустили в северные леса на свободу, а нам пришлось вакцинироваться от бешенства и столбняка. Но не у всех историй такой счастливый конец. Молодые аисты, когда учатся летать, приземляются на покатые крыши домов, поскальзываются и ломают лапки. Так и произошло с одним аистенком. У него был перелом вертлужной впадины, птица несколько дней отказывалась от еды. Мы консультировались с ветеринарами и специалистами по аистам, но никто никаких гарантий не давал. А вот еще одного аиста, который попал ко мне с травмированным крылом, получилось отправить на дальнейшее восстановление в «Дом аиста» – единственное в России место, где уникальная женщина лечит и выхаживает этих восхитительных птиц.
Почему вы решили принять участие в премии «Экопозитив»?
– Это еще один шанс рассказать о том, как важна и нужна помощь диким животным, ведь, кроме зооволонтеров и неравнодушных людей, им не на кого надеяться. Необходимо привлекать внимание к теме помощи диким животным на всех уровнях, менять отношение к проблеме и даже законодательство. Животные не могут рассказать о своих бедах, но мы, люди, можем быть более внимательными и ответственными, чтобы самые простые зайцы, белки и ежи сохранились не только на страницах книг. Награда премии «Экопозитив» – еще одно подтверждение важности нашей работы, ценности каждой жизни.
Текст подготовили шеф-редактор платформы Ecowiki.ru и Александра Бурцева
Фото: Александра БурцеваНаш проект существует благодаря вашей помощи! Если вы нашли материал полезным, вы можете оставить комфортное для вас вознаграждение.